Звукорежиссер Кто любит рок? Кто любит джаз? Кто вообще любит музыку? Ответ – каждый, только у каждого свои предпочтения. Но есть человек очень интересной профессии, который превращает определенный жанр музыки в нечто особенное, уникальное. И называется его профессия – звукорежиссер. Поприще его можно считать по-настоящему необъятным. Его основная задача – превратить музыкальную задумку или зарисовку в конечный шедевральный музыкальный продукт.

Звукорежиссер за пультом Большую часть всей своей работы звукорежиссер уделяет созданию музыкальной композиции от «фундамента» до «дымовой трубы». В идеале он должен обладать навыками работы с нотами, знать музыкальную грамоту, но, как ни странно, это не является обязательным, поскольку музыка – это в первую очередь творчество. Звукорежиссер должен чувствовать мелодию, уметь фантазировать и управляться с современной аппаратурой. Не имея таких навыков, звукорежиссер не может быть полноценным создателем. В его профессию входят обязанности по созданию музыкального ряда – основы, аккомпанемента и аранжировки, настройке и сведении музыки. На примере записи любого из современных эстрадных хитов можно проследить, чем занимается звукорежиссер.

Звукорежиссер Чтобы исполнить какой-либо хит на сцене, исполнителю, как минимум, нужна музыка, а оригинальную «минусовку» достать простым смертным практически нереально. Поэтому ее нужно создать с нуля. Это долгая и кропотливая работа – максимально точно скопировать уже существующую, написанную кем-то ранее музыку, услышать и выделить каждый отдельный инструмент из всего многообразия звуков музыкальной композиции. Сначала нужно уловить и воссоздать ритм. За это отвечают чаще всего ударные – рабочий барабан, «бочка», ударный альт. После определения ритмической партии начинается создание мелодики, украшенной множеством других инструментов. Их мало кто может услышать с первого раза – тихое постукивание бубна в мощной партии бас-гитары, например. Когда звукорежиссер определил все инструменты, которые участвуют в композиции, каждый из них, по отдельности, необходимо настроить на нужную тональность, создать или убрать сопутствующие шумы и добавить определенный набор эффектов. Порой это бывает сделать сложнее, чем перебрать тонну гречки. А найденный звук в точном соответствии с оригиналом – это иголка в стоге сена без магнита. В среднем используется около десяти музыкальных дорожек – различные инструменты и их воплощения. Когда каждый инструмент, каждая нота, каждый звук настроены, наступает время для их сублимации в единое целое. Смешивая разные инструменты, приходится разделять их по диапазонам, чтобы был слышен каждый в купе со всеми остальными, а не создавалась «дребезжащая каша». В тот момент, когда «минусовка сделана», ее необходимо подготовить к записи голоса. Здесь нужно свести «мастер-диапазон» или, как говорят, общее звучание фонограммы в «заглушенную» сторону. Такой ход дает возможность записать поверх фонограммы голос, не препятствуя частотам звуков фонограммы и не смешивая их. Запись голоса – новый сложный этап создания композиции. Если вокал записывает только один исполнитель, то на его плечи падает очень большая работа. Соло, бэк-вокал, разбитие по дорожкам – это очень сложный процесс. Обычно голос записывается частями, и весь объем работы делится на несколько шагов. Первый – запись основной партии по куплетам. Эта часть голосовой дорожки никак не обрабатывается (если у вокалиста уши не были подвержены контакту с медвежьей лапой). Далее прописывается вторая дорожка – максимально приближенная к первой. Так достигается эффект присутствия и уничтожается тень электронного голоса. Третьей дорожкой дописываются несколько реплик – те моменты куплета, которые нужно выделить, но при этом их громкость должна быть значительно ниже основного голоса. На общем фоне все будет слышно замечательно (если у режиссера руки не кривые).

Звуковой пульт Готовый продукт получается не за один день. Возможно придется потрудится несколько недель, прежде чем поставить финальную музыкальную точку. Это сложный и длительный процесс. Помимо описанных действий, в обязанности звукорежиссера входит еще множество вариантов работы с голосом, музыкой, обработкой и созданием аранжировок. Но одно известно точно – режиссура – очень сложный процесс в любом его проявлении.