Журналист-новостник

Каждый из телевизионных журналистов в некотором смысле является «универсальным солдатом». Темы передач настолько разнообразны, что выбирать себе занятие можно бесконечно. Журналист любой направленности без работы не останется никогда, потому что людям интересно все и всегда. Безошибочный вариант – новости. Все в мире движется, меняется, совершенствуется, и за этими процессами надо постоянно следить. Этим занимаются журналисты-новостники.

 

Журналист-новостник

Работа, конечно, беспокойная, но очень интересная. Новости делают корреспонденты, интервьюеры, съемочная группа, режиссеры, редакторы, даже суфлеры участвуют в процессе создания передач. Они спешат рассказать зрителю о том, что происходит рядом или очень далеко от нас. Группа этих людей и есть «новостники». Они работают так оперативно, что население страны узнает о произошедших событиях в первые минуты после случившегося. Выстроить новостной сюжет, добыть для него правдивую и достоверную информацию бывает очень непросто. Многие ошибочно полагают, что ведущие новостей сидят на мягком стуле в студии и ждут, когда им принесут готовый материал, а затем красиво читают его перед телекамерами. Это не совсем так.

Новости бывают разные – политические, экономические, финансовые и другие. Ведущие новостей, в большинстве случаев, сами готовят свои репортажи. Для примера можно взять открытие и презентацию какого-либо строительного объекта. Несколько интервью с участниками строительства, съемки фасада здания и его внутренних лабиринтов, сбор фактов о рабочем процессе и другие важные информативные моменты собираются еще до того, как объект будет открыт. Это происходит последовательно и планомерно. Когда основной видеоряд снят, тогда группа журналистов приступает к монтажу отснятого материала, выкладывая в определенном порядке нужные кадры. Новостник же, который будет вещать на всю страну или регион эту новость, под монтаж начинает писать текст. Из всего собранного материала вычленяется самое важное и интересное, чтобы сюжет не получился затянутым. После того, как текстовый материал сформирован в одну большую новость, он передается редакторам, которые исправляют в тексте стилистические и речевые ошибки. Порой им приходится выставлять в словах даже ударение, чтобы освободить чтеца от лишних раздумий во время съемок. Дальше текстовый материал набирается на компьютере и передается в суфлерский отдел. Здесь его выводят на суфлерский аппарат, который прокручивает перед глазами ведущего готовый материал. Специалисты этого отдела форматируют текст, меняя размер шрифта, буквенные регистры, расположение абзацев, выделяя таким образом основную и второстепенную мысли. Иногда диктору нужно добавить эмоций, иногда выдержать паузу или просто сухо прочитать текст, поэтому скорость подачи материала меняется несколько раз за передачу. Существует байка, что у ведущего, который работает в кадре, есть педаль, регулирующая скорость движения текста. Это миф. Во время выпуска новостей с суфлерным аппаратом работают техники, подстраиваясь под речевые особенности диктора. Приходит момент открытия объекта, а материал уже собран, смонтирован и готов к выпуску. Счастливый герой сюжета вещает уже не только с крыльца красивого здания, но и из своего нового кабинета. Политические новости строятся примерно так же, только ведущий действительно большую часть времени находится в студии, в ожидании материала, а монтируют его порой даже во время самого выпуска, создавая «жареные» новости.  Технология та же, только несколько ускоренная, а принципы построения выпуска практически не отличаются.

Журналистика – очень сложное ремесло, но, при этом, очень интересное. Можно научиться снимать сюжеты, записывать интервью, рассуждать и философствовать, но интуитивно оказываться в нужном месте в нужное время – это особый дар истинного журналиста.