Водитель экскурсионного автобуса

Отдых – это понятие очень размытое. Он бывает и активным, и пассивным, и  продолжительным, и коротким. Кто-то способен организовать его себе сам, а кому-то проще обратиться к профильным организациям. Всегда бывает по-разному. Но если человек выбирает пассивный отдых и доверяет его профессионалам, то обычно в дэй-офф услугах принимает участие большое количество сотрудников компании. В частности это менеджеры, которые на себя принимают задачу к выполнению, выстраивают туристические маршруты или передают ее узкопрофильным специалистам. Команда профессионалов учитывает все пожелания и запросы при составлении программы отдыха. Но есть в этой команде персоны незаметные, на которых туристы и участники отдыха не всегда обращают внимание. Отдыхающие просто забывают, что без этих людей отдых стал бы более хлопотным, напряженным и, возможно, принес бы не так много удовольствия. Эти люди – водители туристических автобусов.

 

Водитель экскурсионного автобуса

Помимо очевидного – управления автобусом, у водителей существует много других задач, которые скрыты от глаз простого обывателя. Во-первых, прежде чем пригласить туристов на «борт» своего автобуса, машину нужно проверить. Уровень ее подготовки зависит от  типа экскурсионной программы, которую предстоит пройти группе туристов. Случаются экскурсии, продолжительность которых составляет сутки и более. Все это время люди будут находиться «на колесах», поэтому здесь важны все моменты удобств, которые предусмотрены для пассажиров. Даже если автобус изначально считается комфортабельным, его салон необходимо поддерживать в абсолютной чистоте и порядке. Накануне поездки водитель обязан провести уборку: пропылесосить напольные коврики, поменять на креслах подголовники, которые использовались в предыдущей поездке, протереть стекла для лучшей видимости, проверить страховочные ремни, проветрить салон. В дальнюю дорогу нужно приготовить холодильник с напитками. Бутилированная вода должна быть в салоне в свободном доступе – это международное правило, которое в России, увы, часто нарушается. Автомойка – это тоже обязательный пункт подготовки. Любому человеку приятно садиться в чистый автобус, удобно устраиваясь для дальнего пути в опрятном салоне. Эти показатели говорят об уровне сервиса данной компании. Закончив со «зрительскими местами», можно приступать к изучению предстоящего маршрута. У туристических автобусов есть особая система просчета остановок. Для этого на панели за спидометром фиксируются специальные бумажные диски. На протяжении всего маршрута на них будет прорисовываться график соотношения времени/скорости в пути. Задача водителя подготовить диск к работе: проставить дату, указать основные точки маршрута, примерное время следования, записать свои данные и закрепить контрольный диск за собой. В любой момент дорожные службы могут остановить автобус и проверить эту информацию. Патрульные службы обычно интересуются: не было ли превышения скорости на пройденном участке маршрута, когда и какие остановки были сделаны, и насколько они были продолжительными. Должно быть полное соответствие заявленных и фактических показателей.

Когда наступает момент встречи с туристами, водитель обязан помочь людям с устройством багажа. Правильно уложить в нижний отсек автобуса сумки непросто – это  похоже на тетрис или задачку из геометрии. Средний туристический автобус принимает на борт 48 человек. Водитель должен знать очередность, с которой путешественники на обратном пути будут выходить, чтобы было проще достать нужную сумку.

У туристических автобусов существует особый график движения. Остановки должны быть через каждые два часа, независимо от того, хотят этого пассажиры или нет. Речь идет о безопасности туристов. Ведь водитель в пути должен тоже отдыхать, даже если усталости особо и не чувствуется. У него за плечами полсотни жизней и рисковать ими нельзя. Существует правило, гласящее, что если продолжительность программы превышает восемь часов, то у водителя обязательно должен быть сменщик-напарник. Через каждые шесть часов они должны друг друга менять.

По окончании поездки водитель обязан проверить каждое посадочное место, выяснить, не осталось ли в салоне личных вещей пассажиров и при необходимости передать их организаторам программы. Это нужно сделать в течение 20 минут после окончания поездки.

И снова все на круги своя – автомойка, вода в холодильнике, чистые дорожки и подголовники, гостеприимная улыбка…