Повар на судне Вспомним о корабельном коке, Черный Джек, одноногий Джон Сильвер Стивенсона и злодей-кок, положивший кусок железа в нактоуз компаса пятнадцатилетнего капитана. Впрочем, это все только приключенческие романы, где кок обычно выступает в роли драматического злодея, этакого злого духа.

Настоящий корабельный кок для экипажа судна выступает не в роли злого, а в роли доброго духа, поскольку кормит моряков отличными обедами, умудряясь приготовить их даже во время свирепого шторма, когда кастрюли блуждают по плите, как летучий голландец по бурному океану.
Если потребителю вкусненького не понравилось, как готовит повар в ближайшей столовой, можно отправиться в другую или в ресторан. На худой конец, можно пойти в продовольственный магазин, запастись продуктами, вооружиться кастрюлями и приготовить обед самостоятельно, так сказать, в порядке самообслуживания. У моряка, находящегося в далеком рейсе, такой возможности нет. Он может превозносить до небес или ругать самыми страшными морскими проклятиями своего кока, но есть он будет только то, что этот кок приготовит. Деваться ему некуда.

Если моряк заболеет и ему понадобится особое, лечебно-диетическое питание, он в диетстоловую пойти не может. Вся надежда на того же кока, хорош он или плох.

Если он стоял тяжелую вахту во время обеда и не смог пообедать со всей командой, то, весь озябший, переодевшись после вахты, он будет хлебать остывшие щи, если кок не позаботится о вахтенных.

Судно плывёт

В дальнем и долгом рейсе редки происшествия. Жизнь течет размеренно и чуточку скучно. И если кок испечет какие-нибудь особенные ватрушки или пирожки – это уже событие, которое может скрасить жизнь людей.

И есть еще одно отличие работы кока от работы, скажем повара общественной столовой. В столовой клиент незнакомый. Хороший обед съест и уйдет. Ну, пробурчит про себя, что здорово, мол, здесь готовят. Вот если щи пересолены или котлета недожарена, может потребовать вызвать повара и составить с ним неприятный разговор.
А судовой кок готовит для своих товарищей. После отличного обеда он пожмет много дружеских рук. А после плохого ему просто будет самому стыдно и горько, ругать его вряд ли будут.
Работа повара известная – готовить завтраки, обеды и ужины. Но она не только в этом. И камбуз современного большого корабля – это механизированное пищевое предприятие. Работа на этом предприятии сложна и требует значительных знаний.

Режим питания должен подчиняться режиму работы судовой команды. А этот режим работы может быть очень сложным и часто меняться – скажем, на стоянке и в море, на рыболовецком судне во время путины, во время погрузочных работ с участием команды.
Ассортимент блюд, состоящих на вооружении судового повара, должен быть не беднее, чем в любой столовой на берегу.

У судового повара достаточно и повседневной работы. Он производит первичную обработку продуктов, готовит обеденные, сладкие блюда и закуски, кисели и компоты. Готовит тесто для лапши, пельменей, дрожжевое тесто для блинов, булочек и кулебяк. Выпекает хлеб. Обслуживает кухонную технику – печи, холодильники, овощечистки и прочее. На его обязанности и совести лежит питание команды корабля и пассажиров.

Работа повара на корабле сложнее и связана с большими трудностями, чем на берегу. Поэтому специальность повара на судах морского флота лучше выбирать юношам, чем девушкам. Однако многие женщины вполне успешно справляются с этой работой.

Предпосылками для выбора профессии являются тяга и склонность к кулинарии и морю – сочетание, которое встречается не так уж редко.