Концертмейстер

Все дети обладают какими-то способностями и талантами. Любой из них – потенциальный гений. Надо только помочь ребенку разгадать самого себя. Уже лет с шести маленький человек пытается самостоятельно заниматься всем, что ему интересно. А если у ребенка есть слух и голос, то музыкальное образование обойти стороной не получится. Развить эти способности поможет ДШИ. Здесь учат петь сольно и в хоре, играть на всевозможных музыкальных инструментах, бальной и народной хореографии. И везде присутствует концертмейстер. Это постоянный спутник всех музыкальных занятий, выступлений, конкурсов.

Что должен знать и уметь концертмейстер

Работа концертмейстера – это, прежде всего, творчество. Но педагогика и психология всегда рядом. Они комплексно должны проявляться и на учебных занятиях, и в концертных выступлениях, и в конкурсных ситуациях. Так строится работа с творческими детьми. Концертмейстер – это пианист, аккомпаниатор. Занимаясь непосредственно своей работой, он сотрудничает с представителями других художественных специальностей. Поэтому его можно смело назвать универсальным музыкантом. Кроме аккомпаниаторского опыта ему просто необходимы навыки и знания смежных специальностей. Будучи пианистом, концертмейстер не только разучивает партии с певцами, он должен уметь аккомпанировать хору, инструменталистам, ансамблям, танцорам. И с каждым работать нужно по-разному. Только цель при подготовке занятия ставится одна – провести занятие так, чтобы от учеников была полноценная отдача, чтобы урок прошел воодушевленно и интересно. Это ведь искусство, оно должно быть чувственным и душевным. Дети должны понимать музыку, которую им предлагает концертмейстер. От его настроения, от подобранного им репертуара зависит, на каком эмоциональном уровне пройдет занятие. Музыке детей должны учить люди общительные и веселые. Только тогда сможет раскрыться творческое воображение детей. Музыка, исполняемая концертмейстером, должна их волновать, вызывать радость, бодрость, желание творить. Дети очень ранимы. Музыкальное образование не всем дается легко, поэтому концертмейстеру, как педагогу, необходимы педагогическое чутье и такт.

Очень важно обладать комплексом профессиональных качеств. Концертмейстер должен знать особенности звучания инструментов не только симфонического, но народного оркестров. Для класса хореографии необходимы знания танцевальных и сценических движений, фольклора, различных обрядов. Профессиональный концертмейстер должен уметь бегло читать с нотного листа. Он не всегда успевает ознакомиться с нотным текстом заранее. А репертуар у концертмейстера большой, заучивать тексты нет возможности, вот и приходится иногда играть сразу по нотам. В некоторых ситуациях нужно уметь импровизировать, подбирать мелодию на ходу. Эти способности определяют его профессиональную пригодность. Хороший концертмейстер сумеет переложить любое музыкальное произведение с аудио- и видеоисточников. Дети любознательны в силу своего возраста, и всегда задают много вопросов. Они будут в восторге, если концертмейстер удивит их ответами на любой вопрос из области музыки. Музыкальная культура – это обязательная часть знаний. Изобразительное искусство и архитектура – факультативная. Но именно в этих творениях, как говорят поэты-романтики, застыла непрозвучавшая музыка. И дети должны об этом узнать от концертмейстера. Методы работы конечно должны быть современными, но соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям учеников.


Концертмейстер должен постоянно заниматься самообразованием, проявлять интерес к новой неизвестной музыке, посещать концерты, театры оперы и балета, шлифовать профессиональные навыки, воспитывать в себе современного учителя-музыканта широкого профиля. Ему необходима высокая работоспособность и выдержка. Для разрешения непредвиденных ситуаций, которые часто случаются во время концертов, ему понадобится находчивость, способность реагировать быстро и спокойно, чтобы не запаниковать и не передать волнение своим «начинающим артистам».