Поздравляем! Вы смогли привлечь в свою компанию талантливого и перспективного новичка, а быть может вы переманили топ-менеджера из конкурирующей организации и радостно потираете руки. Важный этап пройден, но ведь еще надо, чтобы человек как можно быстрее влился в рабочий процесс, нашел общий язык с коллегами и познакомился с местными «обычаями». Надеемся, что данная статья поможет вам облегчить процесс трудовой адаптации персонала.

Формы адаптации персонала

Принято выделять аж 7 форм адаптации работников на новом месте:

  1. Социальная. Знакомство с коллегами и подчиненными, осознание и принятие социальных норм и ценностей коллектива, активное вовлечение в социальную жизнь организации: корпоративы, тимбилдинги, совместные посиделки и т. п. Тут часто на помощь приходят заводилы и те, кого называют «душой компании», такие люди должны быть в штате, они выполняют важнейшую роль клея и громоотвода: когда надо разряжают обстановку шуткой, зовут новичков на мероприятия. Даже совместные перекуры пойдут на пользу, помогут быстрее найти общие интересы.
  2. Производственная. Работник привыкает к принятым нормам общения между руководством и персоналом, режиму и условиям работы. Здесь вам сильно поможет индивидуальное общение с новыми людьми, даже 10 минут в неделю вам может хватить для установления доверительных отношений. Покажите, что вы цените каждого сотрудника, а не считаете работников серой и безликой толпой наемников.
  3. Профессиональная. Ознакомление на практике с задачами и инструментарием, освоение новых навыков, получение новых знаний, необходимых для эффективной работы. На помощь должны приходить более опытные специалисты, еще лучше, если это будет человек, занимавший должность до этого.
  4. Психофизиологическая. Всё просто: человек привыкает к новым нагрузкам, учится распределять их, занимается тайм-менеджментом. Тут особо помочь не получится, надо просто обеспечивать комфортные условия труда и увеличивать объёмы работ постепенно, не кидая испуганного новичка сразу в центр водоворота событий.
  5. Социально-психологическая. Пересекается с первым пунктом, но есть и небольшая разница: если в начале статьи речь шла об изучении привычек, обычаев и стиля общения, но здесь подразумевается личностные переживания, касающиеся происходящих в жизни метаморфоз. Здесь приходится выкручиваться самому.
  6. Организационная. Сотрудник постепенно понимает собственную роль в механизме организации, понимает, что от него ждут и что он может сделать для компании. На деле адаптироваться в этом помогают коллеги на всё тех же перекурах и корпоративах.
  7. Экономическая. Работник должен привыкнуть к новой зарплате, а точнее к способу её формирования. Если в компании используются методы материальной мотивации, то стоит об этом подробно рассказать на финальном собеседовании и тогда процесс экономической адаптации пройдёт очень быстро. Другими словами, новенькому надо прозрачно показать, что надо делать, чтобы получать больше. И наоборот, показать, чего делать не надо.