Станет ли «пришелец» «своим», или как помочь новичку

Ни для кого не секрет, что в первые дни, даже в первые недели работать на новом месте сложнее всего. В отделе кадров одного из преуспевающих банков Екатерине предложили вакансию менеджера по персоналу. Наличие возможности карьерного роста, хорошая ставка, да и просто престиж компании были довольно весомыми аргументами в пользу именно этой работы. И, несмотря на это после, первого дня работы Екатерина отказалась. Невозможность быстрого адаптирования на новом месте работы, и как следствие, сомнение в комфортности условий труда оказалось тем одним единственным «против», которое значительно перевесило даже множество других «за» работы на этой должности. К Екатерине просто неприветливо отнеслись на новом месте.

Как адаптировать «чужака»

«Залогом успешной адаптации человека является четкое выполнение человеком спланированной системы, то есть ему должны предоставить план адаптации: что он должен знать, что он будет делать, задачи, цели и результаты, которых он должен достичь за время испытательного срока», — комментирует начальник отдела компании World Staff Анна Бобель. При помощи заранее подготовленной системы сотруднику необходимо дать понять, что такой же организованности ждут и от него.

Необходимо предотвратить или исключить возможность появления у него несоответствующих действительности, ложных ожиданий. Множество новых сотрудников быстро меняют свое положительное мнение на противоположное, рассудив не в пользу этой организации, потому что предложенная работа не оправдала их радужных надежд. Это является распространенной причиной увольнений в течение первого полугодия работы.

«Самое главное, что должен предпринять руководитель, — это объяснить новичку, по каким параметрам его будут оценивать конкретно в этой организации и информировать о правилах поведения, стандартах в компании», — комментирует Елена Сотник. «В нашей фирме разработано специально предназначенное для разрешения проблемы Положение об адаптации», — пояснила Евгения Салюк, директор компании «ОЛИМП» по персоналу. Нормы данного положения, по ее словам, направлены на профессиональную и социальную адаптацию.

У каждого новенького есть наставник, и существует персональная программа по адаптации, благодаря выполнению которой совершается быстрое вхождение в должность, вливание в коллектив, приобщение к действующей корпоративной культуре фирмы. Специалисты по персоналу называют четыре направления, по которым необходимо адаптировать нового сотрудника. Самой распространенной в практике организаций является профессиональная адаптация.

Ее суть заключается в том, чтобы получить навыки работы, понять отличительные особенности работы в этой компании от работы в других. Каждый из новичков проходит этап обучения, в ходе которого опытный коллега передает ему навыки и знания, наглядно демонстрируя работу.

В некоторых случаях сотрудник в течение какого-либо периода времени работает в разных подразделениях на разных должностях, знакомясь с работой организации. «В компании «Киевстар» определенные члены коллектива обязаны донести полезную информацию до новичков», — говорит Юлия Шилина, руководитель отдела связей с общественностью и внутренних коммуникаций организации «Киевстар».

По ее мнению, руководители дирекций и департаментов рассказывают обо всех существенных нюансах предстоящей сотруднику работы, дублируя это при помощи писем по электронной почте. Вследствие этого, у «новичка» всегда под рукой находится шпаргалка от начальника. Также новый работник получает доступ в Интернет и к папкам на сервере компании, где хранится большой объем крайне полезной для него информации.

Адаптация психологическая. Представляет собой приспособленность сотрудника к существующим в компании условиям труда и отдыха. В первую очередь она важна для производственных организаций и предприятий, где применяется сложная технология.

В торговых фирмах и офисах ее используют реже. Обычно там стандартные условия труда, но новенькому все же необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть к ритму работы, интенсивности нагрузок.

Социальной адаптацией является приспособление новоиспеченного сотрудника к новому коллективу, установление деловых и личных отношений с коллегами.

Новый сотрудник знакомится с расстановкой сил в отделе, определяет влиятельность каждого работника, входит в состав как формальных, так и неформальных объединений.

И самая важная для топов так называемая организационная адаптация. В ее процессе работник знакомится со структурой организации.

Небольшие секреты для новичков

Новеньким на новом месте эксперты рекомендуют еще до начала своего первого дня работы получить конкретную ясность относительно обязанностей, участка работы и окружения. «Человеку не нужно стесняться задавать вопросы, так как не у всех компаний существует четкая система адаптации и может не быть предусмотрено все, что новый в коллективе новоиспеченный работник не знает, и что ему непонятно», — советует Анна Бобель.

Не давайте никаких обещаний до тех пор, пока ситуация вам неясна и нет полной уверенности в возможности их выполнения. По мнению Бобель, новенькие часто допускают ошибку, когда фокусируют свое внимание только лишь на профессиональной стороне дела. Не менее важным является усвоение культуры новой для него организации, чтобы успешно контактировать с коллегами и быть адекватно ими воспринятым.